Старинная традиция венчания

Обряд венчания длится около сорока минут. В течение этого времени молодые стоят, присаживаться им не разрешается.

Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем (высокого столика с пологой верхней доской, для удобства чтения лежащих на нем богослужебных книг или целования лежащей на нем иконы). Же-них становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник в праздничном облачении выходит из алтаря через царские ворота (средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарную часть). В руках он держит крест и Евангелие. Перед священником выносят и укрепляют свечу. Крест и Евангелие священник кладет на аналой. Священник трижды благословляет их крестом и дает молодоженам в руки зажженные свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. Свечи не дают, если венчающиеся вступают в брак по второму или третьему разу, так как горящие свечи — это символ чистоты и целомудрия.

Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего обряда, поэтому они должны быть длинными и массивными. Обряд начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак. После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Потом надевает кольцо невесте также с троекратным осенением ее и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После благословения священника жених и невеста меняются кольца-ми. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им ангела-хранителя и руководителя в новойих жизни. На этом обручение заканчивается. Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца как символ любви и верности. Можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания.

sttrven

Сегодня действительны оба варианта. Жених и невеста, держа в руках за-жженные свечи — знак духовного света таинства, — торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик (рушник), разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред церковью и Богом еще раз подтвердить своедобровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?» Жених отвечает: «Имею, честный отче». — «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» — «Нет, не связан». Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?» — «Имею, честный отче». «Не связана ли обещанием другому жениху?» — «Нет, не связана».

После этого начинается чин венчания— таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Венчание начинается словами:— Благословенно Царство… После чтения молитв батюшка берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный на передней части венца, со словами: —Венчается раб Божий (имя жениха), рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так же батюшка благословляет и невесту, давая ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, и произносит: — Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Венцы могут быть надеты на голову жениха и невесты или же их держат над новобрачными свидетель и свидетельница. В правилах церкви четкого указания по этому поводу нет. Держащим венцы нужно быть очень внимательными (особенно когда священник троекратно обводит молодых вокруг аналоя), чтобы они не наклонились. Свидетелю необходимо следить за тем, чтобы не наступить невесте на шлейф. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» При этих словах он от лица Бога благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души повторяя за ним: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!». Возложение венцов и слова священника:«Господи, Боже наш, славою и честью венчай их» — запечатлевают Таинство брака. Затем он читает строки из послания святого апостола Павла к Ефесянам и поет молитву «Отче наш». Ее должны петь вместе со всеми молодые.

В знак покорности молодые преклоняют головы под венцами. Далее приносят чашу с красным вином (кагор или херес), над ней священник читает молитву и благословляет ее. Чашу с вином подносят сначала жениху, а после — невесте. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Общая чаша — символ единой судьбы с одними радостями и горестями. Пить чашу до дна — значит, разделить жизнь друг друга до самого конца. Священник соединяет правые руки жениха и невесты, покрывает их епитрахилью (часть его одеяния), а поверх — своей рукой и трижды обводит их вокруг аналоя. Число «три» в Ветхом и Новом Завете означает полноту времени, а хождение по кругу — вечное шествие супругов, которое началось для них в день венчания.


Кое-что пишут о венчании авторы по ссылкам:

Традиционная русская свадьба
Традиционный сценарий свадьбы
Русские свадебные традиции
Свадебные обычаи на Руси