Дома, где xранится красота

Дома, где xранится красота

Никто, наверное, особо и не задумывается над тем, как создавались те места или дома, где теперь охраняется и сохраняется мировая живопись. А ведь это тоже история. Ведь это тоже очень даже взаимосвязано с живописью.

Два самых знаменитых дома на земле, где хранятся шедевры живописи, были построены благодаря царским и королевским династиям. Собственно потом, после свержения этих династий их дома были преобразованы в музеи. Думается, что уже догадались о каких зданиях идёт речь? Конечно же это Эрмитаж и Лувр. Эрмитаж – это дворец династии Романовых, который стал строиться ещё при жизни Елизаветы Петровны и перестраивался потом не раз при Екатерине Второй. Лувр, конечно немного старше и древнее. Не буду копаться в истории, одно только напишу, что Лувр уже был, когда ещё была молода Екатерина Медичи. И когда строились оба эти дома никто и не думал о том, что наступит время, когда эти здания станут государственной собственностью и вообще превратятся в общедоступное заведение – в музей. Но при этом коллекции живописи и скульптуры именно в этих домах и начали собираться.

Первые полотна в Эрмитаже появились при Елизавете Петровне. Она обожала всё прекрасное и потому своим агентам дала приказ скупать всё самое лучшее. Это при ней в Эрмитаже возникла небольшая коллекция голландских произведений. Всё преумножила во сто крат Екатерина Вторая. Бывало такое что полотна скупались сотнями. Полотна, скульптуры, монеты, драгоценные изделия, библиотеки – всё это скупалось в Европе и привозилось в Санкт-Петербург.

С Лувром, а точнее с его коллекцией происходило тоже самое, но только короли скупали полотна для личного пользования. А Екатерина Вторая позволила часть собраний всё же сделать общедоступной. Вот именно потому, что «Джоконда» долгое время провисела в спальне Людовика, а затем и Наполеона, она и не была столь известна как сейчас, до 19 века. Многие мировые шедевры в Лувре хранились там, куда простому смертному дорога была заказана. Всё стало более-менее доступным после французских революций и после падения Наполеона. И то сначала была выставлена не вся коллекция. А после того как в Париж, в Лувр привезли египетские сокровища, вот тогда то и задумались о создании более масштабного заведения, чем просто королевская резиденция. И вот тогда то и решено было создать самый большой музей искусств в Европе – Лувр.

С Эрмитажем тоже не всё было слаженно нормально. Коллекция принадлежала романовской династии и соответственно доступной она стала только после революции 1917 года. И то, первое время не знали, что с ней делать, поскольку опыта создания музея ни у кого не было. Обратились в московскую Третьяковскую галерею за помощью. И вскоре все полотна, и другие произведения искусства были национализированы. Правда не все сохранены, некоторые произведения искусств продавались российским правительством за границу для обеспечения страны продовольствием. Так, например, случилось с коллекцией пасхальных яиц ювелира Фаберже. Она была полностью распродана в Европу и лишь в конце 90-х прошлого века, они были выкуплены и вновь оставлены в стенах Эрмитажа, то есть вернули их туда, откуда они были проданы.

История могла эти дома уничтожить. Это было вполне возможно, если бы во время войны Париж бомбардировали так же, как и Ленинград, а Эрмитаж бы был стёрт с лица земли, если бы фашисты всё-таки заняли бы бывшую столицу Российской империи. Но История всё же справедлива и потому у нас есть такая уникальная возможность видеть красоту там, где её изначально и собирали. И это самое важное.


Петриковская роспись - народная живопись прошлого или ценное наследие современности
Кубизм
Акварель кисти Адольфа Гитлера
Гоген и Ван Гог, дружба или
История создания Российской Академии xудожеств