Линия как выразительный элемент декоративной живописи
Линия - это цепочка точек. Линия начинается с точки и ею заканчивается. В декоративной живописи необходимо «отличать основные элементы, без которых произведение вообще не может быть создано». Это непосредственно относится к линии как к выразительному элементу декоративной живописи Интерес к первичным выразительным средствам искусства, какой является линия, вполне закономерен и понятен. Накопленный положительный опыт прошлого необходимо использовать в процессе обучения. Живопись воздействует на человека первичным основанием - точкой, вторым - линией. «Выделяя точку, линию художник сосредотачивает свое внимание на их качественных и количественных отношениях».
«Линия - это цепочка точек, она начинается с точки и ею заканчивается». Движение точки по поверхности обуславливается переходом одного элемента в другой, такими являются росчерк и зигзаг. Выделяют четыре основные группы элементов изображения: точка, линия, штрих, пятно. Выделяют смешанные группы элементов изображения: точка и линия, линия и штрих, линия и пятно и т.д. Решается только, в каких пропорциях находятся между собой элементы изображения, которые связаны с цветом и несут все цветовые характеристики. Г. И. Панксенов указывает на результаты эмоционального воздействия линий различного назначения на зрителя, оно зависит от работы зрительного аппарата. Образные возможности линии неисчерпаемы. Вертикальная полоса создает впечатление прочности, основательности, самостоятельности, стабильности, направления движения вверх, вниз, подъема, падения. Горизонтальная полоса создает эффект ширины, иллюзии, создает впечатление протяженности вправо и влево, спокойствия, полноты, покоя. Диагональная полоса подчеркивает движение, обладает свойствами вертикальной и горизонтальной линий, (это так называемая переходная полоса), создает впечатление движения вверх, вниз, степень отклонения от вертикали и горизонтали. Эта же полоса в зависимости от степени наклона и направления уменьшает и увеличивает полноту и рост, эмоциональную выразительность линий (подъем, падение). Эта группа линий относится к так называемым простым группам. Сюда же относятся некоторые кривые линии (динамическая пластика, активность), простая кривая (выпуклая, вогнутая).
Наиболее употребительными сложными линиями являются: ломаная, волнистая, комбинированная. Имеется ввиду сложная асимметричная (ломаная), сложная асиметричная (волнистая), сложная симметричная (ломаная), сложная симметричная (волнистая), сложная симметричная (комбинированная), Сочетание прямых и наклонных линий под определенным углом (прямым, острым, тупым) может создавать разные изображения, вызывая различные ассоциации. Повторение выпуклых и вогнутых кривых линий дает ритмичное направление, которое ассоциируется с волнообразной кривой (спокойное, равномерное движение), крутые выпуклые и вогнутые кривые создают впечатление сильного движения. Положение, характер линий, различное сочетание линий, интервалы между чертами (сгугцение, разряженность), подчеркивают богатство изобразительных решений.
Изобразительные возможности линий позволяют создавать различные изображения. Необходимо указать на наличие кривых волнообразных линий с различными интервалами и указывающие определенно выбранные направления. Также необходимо указать на наличие перекрещивающихся кривых линий (создают эффект волнообразности) и кругообразных линий с различными интервалами. Линии обуславливаются по характеру: прямые и кривые, по размерам: длинные, средние, короткие (на сравнении), толстые, средние, тонкие (на своем протяжении линии могут иметь разную толщину), равные и неравные, по светлоте: темные (черные), полутемные (серые), светлые (белые) - ахроматические цвета, цвету (цветовому тону), имеющих цветовой оттенок - хроматические цвета, назначению: контурные, вспомогательные, направлению: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Необходимо указать на применение прерывистых, пунктирных, сплошных линий. Черта выступает в качестве контура (линеарный рисунок принимает активное участие в создании пластического характера контура). Черта также очерчивает границы формы, участвует в ее внутрен ней разработке, уточняет и придает форме легкость или утяжеляет форму, когда заковывает её в жесткий контур. Черта присутствует в виде штриха, разрабатывающего фон или элементы натуры (так называемые штриховые линии). Разряженность и частота, одинаковые и разные по толщине и размеру линии создают фактуру поверхности, вносят вариантность в решении учебных тем и заданий.
Все вышесказанное позволяет сделать некоторые выводы:
- линия - это важнейший изобразительный элемент, который обуславливается неограниченными образными возможностями и активно используется при выполнении заданий по дисциплине «Декоративная живопись»;
- применяются различные художественные приемы: пуантилизм, им- приматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, аппликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, монотипия;
- преподавание дисциплины «Декоративная живопись» с применением изобразительного элемента линии способствует активизации и развитию образно-абстрактного мышления и повышает уровень художественной выразительности декоративно-творческой деятельности будущих художников.
Источник: Гжельский завод
— Стремитесь к успеxу - читайте книги — Особенности процедуры получения визы в разные страны — Лечитесь в творческом процессе, наборы для вышивания от магазина «Орнамент» — Студия «Пиксар» в следуюшем году выпустит мультфильм — Закрытие «Золотой кисти» 2007
|