Версаль в творчестве Бенуа
Сегодня трудно поверить в то, что в конце девятнадцатого века любимое детище Людовика XIV - великолепный Версаль находился в печальном запустении. По пустым и пыльным залам некогда шумного дворца бродили лишь тени забытых королей, буйные заросли травы и кустарников заполнили двор и уничтожили аллеи.
Возрождение Версаля произошло благодаря стараниям двух человек. Один из них – поэт Пьер де Нолак, занимавший пост хранителя замка двадцать восемь лет с 1892 года. Именно он упорно разыскивал на распродажах и в антикварных лавках мебель и предметы, когда то принадлежавшие французскому королевскому двору. И именно он нашёл специалистов, заново разбивших парк.
Вторым спасителем Версаля стал весьма одиозный персонаж того времени – коллекционер Робер де Монтескью, настоящий денди и светский лев. Ему удалось заново вдохнуть жизнь в бывшую резиденцию короля-солнце. Де Нолак разрешил Монтескью принимать гостей в возрождённом версальском парке. В результате этот парк стал модным «дачным» местом всей парижской знати. И не только знати. Его стали называть «приютом для мудрецов и поэтов».
А. Бенуа. «Версаль. Прогулка короля»
В конце XIX века в Версаль приезжает русский художник и искусствовед Александр Бенуа. С тех пор он просто одержим поэтикой старинного королевского дворца, «божественным Версалем», как сам его называет. «Я вернулся оттуда одурманенный, практически больной от сильных впечатлений». Из признаний племяннику Евгению Лансере: « я упоён этим местом, это какая-то невозможная болезнь, преступная страсть, странная влюблённость». За всю жизнь художник создаст более шестисот масляных полотен, гравюр, пастелей, гуашей и акварелей, посвящённых Версалю. Бенуа было 86 лет, и он жалуется на слабое здоровье лишь потому, что оно не позволяет «прогуливаться по парадизу, в котором некогда жил».
Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»). Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность.
Чем бы ни было это «странное наваждение» Александра Бенуа, но мы должны быть благодарны ему. Ведь в результате на свет появились замечательные, удивительно эмоциональные, живые картины из «версальской серии» .
Робер де Монтескье, очарованный именно запустением Версаля, мечтает о запечатлении «жалоб старых камней, желающих истлеть в окончательном забвеньи». Но Бенуа равнодушен к такой исторической правде. Он явно застал королевский дворец в эпоху его обветшания, но не желает говорить об этом в своих полотнах. Любимая тема художника – безжалостное течение времени, явный контраст между парковой незыблемой изысканностью и фигурой самого Людовика, старого, сгорбленного человека в кресле-каталке.
Создатель грандиозного Версаля уходит из жизни одиноким стариком, но в «Последних прогулках короля» Бенуа, он не предстаёт перед нами как персонаж трагический, достойный лишь жалости. Его присутствие, призрачное, почти эфемерное, подчёркивает величие прекрасного парка королей Франции. «Он, безусловно, заслуживает аплодисментов истории», - так скажет Александр Бенуа о Людовике XIV.
— Молберты — Зарождение и развитие риторики как науки — Картины для оформления квартиры — Современная живопись - лучший подарок и выгодное капиталовложение — Мифы в танцаx
|