Комедия дель арте, или комедия масок, — это старинный вид итальянского площадного театра, спектакли в котором импровизировались уличными актерами и мимами на основе сценария, который содержал лишь определенную очень краткую сюжетную схему. Комедия дель арте исполнялась актерами, одетыми в маски. Здесь просматривается то наследие, которое дало истоки этому виду театра. Средневековый народный театр родился на основе мима, народного театра Древней Греции и Древнего Рима. Мимы представляли собой короткие сценки сатирического содержания, в которых актеры первоначально играли в масках. Окрашенный эротизмом юмор в сочетании с мастерским владением пластикой тела позволили этому искусству дойти до нашего времени. Сегодня мимы на свадьбу - практичное решение, которое сравнительно недорого позволяет внести яркий штрих в сценарий празднества. Что касается пантомимы прежних времен, то сохранились сведения как минимум о 4 типажах, которые возникли именно в Древнем Риме. В дальнейшем на их основе и вырастает совершенная система масок итальянского средневекового театра. Среди мужских масок выделялись Северный (венецианский) квартет и Южный (неаполитанский). Кроме них, к основным персонажам комедии относят маску Капитана. Есть еще персонажи, не имеющие масок: это влюбленные, девушки-служанки (дзанни) и благородные дамы и господа. Театр комедия дель арте просуществовал с середины XIV в. до конца XVIII в., определив дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра в целом. Труппы, которые исполняли спектакли в комедии масок, были в Европе первыми профессиональными театральными труппами. В течение веков такими труппами, объезжавшими одно феодальное государство за другим, закладывались основы актёрского мастерства. В этом же котле варились и первые элементы режиссуры: функции режиссера брал на себя ведущий актёр труппы. Комедия дель арте переросла рамки низового театра. Когда театральное искусство стало развлечением даже для высших слоев общества, комедия дель арте преобразилась и дала жизнь пантомиме и мелодраме. Они, в свою очередь, послужили истоками как для синтетического театра наших соотечественников, гениальных режиссеров Вахтангова и Мейерхольда, там и для школ пантомимы французов Жака Копо и Жана Луи Барро. В этих ветвях изначальной комедии дель арте возродились выразительность сценического жеста и принцип импровизации. Можно говорить о продолжении этих традиций в таких неоднозначных явлениях современной массовой культуры, как комедийные сериалы (где достаточно четко проявлены определенные типажи, маски) и stand-up comedy, в полной мере освоившей искусство импровизации. Многие решают заказать мима на свадьбу, таким образом не давая угаснуть той традиции, которая имеет столь длинную историю. Частичное или полное копирование текста без указания ссылки на www.3737.ru в качестве источника запрещено.
|