Восточные ароматические открытия

Настоящую революцию в ароматерапии совершил великий врач Авиценна. До него растения перерабатывались примитивным способом - можно было получать лишь порошки, ароматические смолы и экстракты на масляной основе (их называли мацератами). Авиценна усовершенствовал процесс дистилляции и добился возможности изготовления эфирных масел - более концентрированных и долго хранящихся эссенций. Вторичный продукт дистилляции (ароматическая вода) нашел применение в косметике, кулинарии, фармакологии.

Первым эфирным маслом, которое добыл Авиценна, было масло розы. В те времена небольшой флакон этого масла стоил целое состояние и позволить его себе могли лишь наиболее влиятеьные богатые граждане. В наши времена масло розы по-прежнему используется для изготовления ароматических средств.

Быстро вошло в обиход и использование розовой воды - для омовения рук или ароматизации одежды. Кроме того, великий целитель описывает еще несколько видов эфирных масел: мятное, укропное, ромашковое и коричное. Эти данные мы находим в его знаменитом «Каноне врачебной науки».

Использование благовоний в мусульманском Востоке также было культовым. «Из всех вещей в мире больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония», - говорил пророк Магомет. Ароматические воскурения применялись в религиозных обрядах и на различных светских праздниках. У них была особая роль в церемониях, ибо они приводили люди в состояние религиозного экстаза.

Но и в быту масла и благовония находили свое активное применение. В гигиенических целях использовалась особая ароматическая разновидность мыльной глины, а Для изготовления духов брали цветки фиалки, розы, лилии и нарциссов.
Конечно, еще до мусульманского завоевания на Ближнем Востоке широко использовали разные ароматические средства. Известна легенда про ассирийского Царя Сарданапала: чтобы избежать позорного плена, он предпочел самосожжение на костре из благовонного дерева - вместе со всем своим гаремом и прислужниками царь задохнулся в ароматном дыму.

Роскошь, царившая в ассирийских городах (особенно знаменитом Вавилоне), поражала всех путешественников и завоевателей. Когда Александр Македонский разбил персов и захватил шатер царя Дария III, его поразили диковинные флаконы, от которых исходил удивительный аромат. «Вот это, по-видимому, и значит царствовать», - произнес великий полководец, вдыхая душистые благовония.

Историк Геродот, описавший нравы Ассирии, упоминал храм Ваала, внутри которого находилась огромная золотая стелла с изображением бога. Ежегодно там сжигалась тысяча талантов (один талант - приблизительно 17 кг) ладана. Чтобы обеспечить себя таким значительным количеством благовоний, ассирийцы обложили «ароматной» данью многие завоеванные народы.

Ценились ароматические вещества и в соседней Иудее. Из Библии мы узнаем, что царица Савская принесла в дар царю Соломону пряности, «какие никто до той поры не видел». А если вы откроете Книгу книг на истории рождения Иисуса, то прочтете: «И вошедши в дома, [волхвы] увидели младенца с Марией, Матерью его, и, падши, поклонились ему, и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золота, ладан и смирну».

В иудейских ритуалах для помазания священнослужителей использовалось специальное вещество - миро. Для посвящения первосвященников это масло лили на голову так, что оно стекало на бороду. Для его изготовления брали смирну самоточную, корицу, тростник благовонный, кассий и елей или оливковое масло. Этот священный состав можно было использовать только во время ритуала. Если становилось известным, что кто-то прибегал к миро в бытовых целях, нарушителя ждало суровое наказание.

Зажигать благовония в храмах могли только священнослужители. Это действие считалось сакральным. Специальные курения делались из оникса, ладана, мирры и другие ароматических веществ.