Линия как выразительный элемент декоративной живописи

Линия как выразительный элемент декоративной живописи

Линия - это цепочка точек. Линия начинается с точки и ею закан­чивается.

В декоративной живописи необходимо «отличать основные элементы, без которых произведение вообще не может быть создано». Это непо­средственно относится к линии как к выразительному элементу декоратив­ной живописи Интерес к пер­вичным выразительным средствам искусства, какой является линия, впол­не закономерен и понятен. Накопленный положительный опыт прошлого необходимо использовать в процессе обучения. Живопись воздействует на человека первичным основанием - точкой, вторым - линией. «Выделяя точ­ку, линию художник сосредотачивает свое внимание на их качественных и количественных отношениях».

 «Линия - это цепочка точек, она начинается с точки и ею закан­чивается». Движение точки по поверхности обуславливается переходом одного элемента в другой, такими являются росчерк и зигзаг. Выделяют четыре основные группы элементов изображения: точка, линия, штрих, пятно. Выделяют смешанные группы элементов изображения: точка и линия, линия и штрих, линия и пятно и т.д. Решается только, в каких про­порциях находятся между собой элементы изображения, которые связаны с цветом и несут все цветовые характеристики. Г. И. Панксенов указыва­ет на результаты эмоционального воздействия линий различного назначе­ния на зрителя, оно зависит от работы зрительного аппарата. Образные возможности линии неисчерпаемы. Вертикальная полоса создает впечатление прочности, основательности, самостоятельности, стабильно­сти, направления движения вверх, вниз, подъема, падения. Горизонтальная полоса создает эффект ширины, иллюзии, создает впечатление протяженно­сти вправо и влево, спокойствия, полноты, покоя. Диагональная полоса под­черкивает движение, обладает свойствами вертикальной и горизонтальной линий, (это так называемая переходная полоса), создает впечатление движе­ния вверх, вниз, степень отклонения от вертикали и горизонтали. Эта же полоса в зависимости от степени наклона и направления уменьшает и уве­личивает полноту и рост, эмоциональную выразительность линий (подъем, падение). Эта группа линий относится к так называемым простым группам. Сюда же относятся некоторые кривые линии (динамическая пластика, ак­тивность), простая кривая (выпуклая, вогнутая).

Наиболее употребительными сложными линиями являются: ломаная, волнистая, комбинированная. Имеется ввиду сложная асимметричная (ло­маная), сложная асиметричная (волнистая), сложная симметричная (лома­ная), сложная симметричная (волнистая), сложная симметричная (комби­нированная), Сочетание прямых и наклонных линий под определенным углом (прямым, острым, тупым) может создавать разные изображения, вызывая различные ассоциации. Повторение выпуклых и вогнутых кривых линий дает ритмичное направление, которое ассоциируется с волнообраз­ной кривой (спокойное, равномерное движение), крутые выпуклые и вогну­тые кривые создают впечатление сильного движения. Положение, характер линий, различное сочетание линий, интервалы между чертами (сгугцение, разряженность), подчеркивают богатство изобразительных решений.

Изобразительные возможности линий позволяют создавать различ­ные изображения. Необходимо указать на наличие кривых волнообразных линий с различными интервалами и указывающие определенно выбранные направления. Также необходимо указать на наличие перекрещивающихся кривых линий (создают эффект волнообразности) и кругообразных линий с различными интервалами. Линии обуславливаются по характеру: прямые и кривые, по размерам: длинные, средние, короткие (на сравнении), тол­стые, средние, тонкие (на своем протяжении линии могут иметь разную толщину), равные и неравные, по светлоте: темные (черные), полутемные (серые), светлые (белые) - ахроматические цвета, цвету (цветовому тону), имеющих цветовой оттенок - хроматические цвета, назначению: контур­ные, вспомогательные, направлению: вертикальные, горизонтальные, на­клонные. Необходимо указать на применение прерывистых, пунктирных, сплошных линий. Черта выступает в качестве контура (линеарный рису­нок принимает активное участие в создании пластического характера кон­тура). Черта также очерчивает границы формы, участвует в ее внутрен­ ней разработке, уточняет и придает форме легкость или утяжеляет форму, когда заковывает её в жесткий контур. Черта присутствует в виде штриха, разрабатывающего фон или элементы натуры (так называемые штриховые линии). Разряженность и частота, одинаковые и разные по толщине и раз­меру линии создают фактуру поверхности, вносят вариантность в решении учебных тем и заданий.

Все вышесказанное позволяет сделать некоторые выводы:

  •  линия - это важнейший изобразительный элемент, который обуслав­ливается неограниченными образными возможностями и активно исполь­зуется при выполнении заданий по дисциплине «Декоративная живопись»;
  •  применяются различные художественные приемы: пуантилизм, им- приматура (подбор цветного фона), витраж (контур, обводка), коллаж, ап­пликация, оверлеппинг, членение плоскости на части, монотипия;
  • преподавание дисциплины «Декоративная живопись» с применением изобразительного элемента линии способствует активизации и развитию образно-абстрактного мышления и повышает уровень художественной вы­разительности декоративно-творческой деятельности будущих художников.

Источник: Гжельский завод


Стремитесь к успеxу - читайте книги
Особенности процедуры получения визы в разные страны
Лечитесь в творческом процессе, наборы для вышивания от магазина «Орнамент»
Студия «Пиксар» в следуюшем году выпустит мультфильм
Закрытие «Золотой кисти» 2007