Маурицхёйс

Маурицхёйс

Музей Маурицхейс, расположенный в Гааге – второй по своему значению музей Голландии.

Когда началось строительство Маурицхейса, его хозяин принц Мориц был назначен на пост губернатора в далекую Бразилию, которая некоторое время была колонией Голландии. Вернувшись на родину, принц привез большую и очень ценную коллекцию предметов, изготовленных индейцами. Зонты из перьев экзотических птиц и национальные накидки вождей сразу же стали модными во многих европейских странах.

В путешествии вместе принцем был начинающий живописец Франс Пост. На своих полотнах он изобразил красоты Бразилии, а также местное население. Ему позировали индейцы и негры. В Маурицхейсе и сейчас можно увидеть две из этих картин.

Они кажутся, немного примитивны, как рисунки самоучки. Но именно так Пост хотел передать свои впечатления от Бразилии, без эффектного композиционного приема, которые были у живописцев Европы, без академического колорита. Возможно, поэтому эти неповторимые пейзажи и завораживают зрителей. Мастер скрыл за искусственной наивностью своё видение пространства.

Приехав в Бразилию, в 1637 г. Франс Пост создал картину «Вид острова Тамарка» Почти параллельно расположены: побережье с несколькими фигурками, пролив и небольшой островок, чуть различимый в светлом мареве. Небольшие фигурки изображают бытовую сценку: два белых господина верхом приехали на побережье, один спешился и оглядывает местность, а негритенок придерживает за уздцы коня. Сценка вся освещена нежными светлыми красками. Белый жеребец и светлые штаны на слуге заметно выделяются на фоне природы и словно фосфоресцируют. Поста поразила необычная красота Южной Америки. Голландец изобразил захватывающую экзотику этих мест просто и скромно. Эта картина стала подлинным шедевром в отличие от придуманной экзотической фантастики, которая так часто встречалась позже на полотнах европейцев.

Маурицхейсу принадлежит ещё один шедевр «Снятие со креста», который создал Рогир ван дер Вейден, величайший мастер XV века. Мастер придерживается всех принципов искусства своего времени, и пишет сценку из Евангелия реалистично и убедительно даже в мельчайших деталях.

Между фигурками людей можно рассмотреть: дальний пейзаж, старинный замок и городские ворота. Рогир старался выразить душевную красоту своих героев. Дева Мария и ученики Иисуса Христа после его казни в невыразимом горе склонились над его неподвижным телом. Они очень переживают случившееся и это отражено на их лицах, выражено в движении. И лишь тело Иисуса Христа с упавшей на грудь головой и несоразмерно худыми застывшими руками. Художник, изображая Христа, показал его жертвенность, но склонившаяся голова, выражает некоторую беспомощность. Рогир толкует сцену из Евангелие очень сложным рисунком. Традиционная церковная аллегория на полотне художника имеет психологическое и моральное содержание. Вероятно, изображенные фигуры – это святые Петр и Павел и епископ Арраса Пьер де Раншикур. Этих же персонажей немного позднее написал другой художник.

Одни из первых голландских пейзажей – две небольшие доски, автором которых является Герард Давид (1460-1523). Это таинственный лес, словно находящийся в полудреме. Зритель чувствует сказочную тишину, заколдованного места. Это ощущение возникает от того что где-то вдали окруженный вековыми деревьями виден небольшой замок, но он кажется давно покинутым. Хотя лесной чаще все-таки есть жизнь, на веточке примостилась птичка, телята стоят у реки, наверно пришли на водопой. Картина похожа на вышивку, так тщательно выписаны листья и веточки.

Приглядевшись можно узнать даже породу деревьев. Живописец, рисуя мельчайшие детали пейзажа, доносит до нас прелесть и поэзию лесной чащи, где есть неповторимое очарование покоя, знакомое многим. Герард Давид прекрасно передал это в живописи, которая в большой степени зависела от традиции изображения сценок из Библии или Евангелия. Загадочный пейзаж сохранился на створках триптиха. Позже створки распилили пополам, и пейзаж стал самостоятельной небольшой картиной. Но его происхождение все равно заметно с первого взгляда.

На других частях триптиха изображена сценка поклонения волхвов. В настоящее время это произведение находится в экспозиции музея Метрополитен в Нью-Йорке. Работы Герарда Давида были переданы сюда руководством Рейксмузеума, был составлен раздел живописи, в котором работы художников из Северных Нидерландов, т.е. зачинателей национального искусства. Полотна мастеров Фландрии и Брабанте, в основном находятся в музее Маурицхейс.

Фландрия к началу XVII столетия была разорена, вследствие войны, утратила свою независимость, но народ сохранил своё жизнелюбие и стремление к свободе. Великие художники во главе с Рубенсом создавали полотна, которые были пронизаны этим стремлением.

Интерес представляет полотно ван Хахта. В мастерской художника Апеллеса на стенах довольно много произведений живописи. Возможно, заказчиком являлся один из известных нидерландских коллекционеров ван дер Гест, поскольку здесь изображены картины, владельцем которых он являлся. Например, полотно Рубенса «Битва амазонок». Можно узнать и другие произведения известных мастеров Италии и Нидерландов. Это Тициан, Корреджо, Квентин Массейс и другие.

Изображение коллекций свидетельствует о вкусах того времени и помогает проследить странствия сохранившихся картин из одной коллекции в другую, что подтверждает их ценность и подлинность.

Ссылки


Дома, где xранится красота
Гоген и Ван Гог, дружба или
История создания Российской Академии xудожеств
Наследие Гурлитта
Модульные картины в интерьере квартиры