Натюрморт. Эволюция жанра

Натюрморт. Эволюция жанра

Нидерландские маньеристы XVI века любили объединять пейзажи и натюрморты с религиозными сценами, что придавало изображениям новый смысл. На внутренних сторонах створок алтаря - в частности, у Ханса Мемлинга изображались черепа, символизирующие смерть, а также ниши с книгами, цветами и кувшинами (атрибутами Марии и святых).

Характеру голландцев - протестантов с суровыми моральными нормами - в натюрмортах соответствовало настроение тишины и покоя. Именно такое впечатление создает один из множества натюрмортов Питера Класа - «Завтрак» (1646 года). Одним из первых и знаменитейших художников того времени был Ян Брейгель Бархатный. Так как обычно он рисовал с натуры, исполнение заказа занимало много времени, и потому художник запрашивал за свои произведения огромные суммы. В Брюсселе он имел право доступа в оранжереи, благодаря чему мог изучать редкие экземпляры. Ян Брейгель также многие годы работал вместе с Рубенсом над цветочными композициями. XVII век питал особенную склонность к композициям, называемым vanitas (латинский ничтожность, суета сует). Они призваны были напоминать зрителю, что перед лицом неотвратимой смерти бренный мир, все мирские блага и удовольствия ничтожны. Говорили о быстротечности человеческой жизни и времени. Поэтому чаще других предметов в них появлялись череп и клепсидра. Символом хрупкости существования служили также повреждённые предметы: истрёпанные книги, разбитый стеклянный бокал, увядшие цветы или подгнившие фрукты. Как символы мимолётности существования вещей этого мира появлялись бабочки, мыльные пузыри или дымок догорающей свечи. Иногда среди них демонстративно располагались регалии власти, символы науки и искусства, а также драгоценности.


Питер Клас - «Завтрак»

Лучшим создателем натюрмортов во Франции XVIII века считается Жан-Батист Симеон Шарден. Далёкий от современной ему стилистики рококо, он развивал традиции голландской и фламандской школ. Их влияние заметно в «Натюрморте с охотничьим псом» (около 1730 года). Этого художника ценят прежде всего за богатый колорит, разнородную фактуру и поэтический настрой произведений. Поля Сезанна в натюрмортах больше всего притягивала возможность построения произвольной композиционной структуры. Он располагал фрукты, кувшины и ткани в нескончаемом количестве вариантов, как, например, в картине «Персики и груши» (конец 1880 годов). Распространились изображения, называемые «обман зрения»: их целью было обмануть взгляд и застать врасплох покупателя, которому художник внушал, что тот видит не нарисованные, и настоящие предметы, например, полку с книгами или мелкие предметы, висящие на стене.

В период классицизма и романтизма натюрморты не слишком интересовали художников. Натюрморты вновь начали обретать популярность во второй половине XIX века благодаря импрессионистам. В то время натюрморты чаще всего изображали цветы, что позволяло импрессионистам сосредоточиться на чисто художественных проблемах -воспроизведении мимолётных зрительных впечатлений и изменений, возникающих на поверхности предметов под воздействием света. Популяризации натюрморта содействовал также Поль Сезанн. Предметам он вернул конкретность - вес и объём, которую утратили импрессионисты. Благодаря Сезанну натюрморт сыграл значительную роль в процессе формирования современного искусства, став полем художественных экспериментов и исследования формалистических проблем.

Художники начала XX века все больше отдалялись от природы: их целью было уже не подражание ей, а поиск слитной композиции, которая образовывала бы самостоятельную реальность. Образы трактовались как закрашенная поверхность, подчиняющаяся собственным правилам. Кубисты отбросили традиционную перспективу и изображали предметы с разных сторон одновременно. Они первыми ввели в изображения реальные предметы - клочки обоев, газет или дерева. Экспрессионисты и фовисты создавали формы с помощью агрессивных цветных пятен, использовали упрощение и деформацию.

Сюрреалисты изымали предметы из привычного окружения и группировали их в иррациональном порядке, пытаясь придать им новое значение. Включение настоящих предметов в изображение привело к преобразованию его в трёхмерный объект. Следствием таких произведений были ready mades Марселя Дюшампа. Этот дадаист с 1913 года начал поднимать до ранга произведений искусства обычные предметы - например, велосипедное колесо, писсуар или вешалку. Натюрморт из художественной композиции превратился в одну из форм антиискусства. Переворот в искусстве, осуществлённый кубистами, привёл к полному отходу от подражания природе и дал художникам возможность деформировать и геометризовать изображаемые предметы. Построение структуры изображения упралялось собственной логикой рисующего.


Культурные каникулы
Поздравляем с днём Святого Валентина без стеснения
Планшетный компьютер для рисования
В Москве состоялось открытие VI фестиваля коллекций современного искусства
Русские xудожники в Нью-Йорке