В древности долго не знали приданого. Девицу брали, не спрашивая о ее состоянии. У евреев было постановлено, что жених должен был давать невесте-девице на убранство серебра. Греки покупали невест; но впос-ледствии сами невесты стали приобретать женихов, объявляя им о своем приданом. У римлян считалось, что невеста должна приносить приданое своему жениху. Этот обычай римлян распространился потом по Европе, и зачастую доброта и образованность невесты не играли никакой роли, важней всего были деньги. В России также смотрели не на благородные свойства девицы, а больше на то, сколько при ней душ. О бывшей покупке невест между всеми славянскими племенами при продаже косы и места молодой в свадебных песнях сохранилось воспоминание. В то время, когда молодой хотел садиться подле своей невесты, брат ее или кто другой из родственников не допускал его. Тогда дружка вступает с ним в торг. Сестра умоляла брата не продавать ее, а если продавать, то дорого: Братец, постарайся, Братец, поломайся! Не продавай сестру Ни за рубль, ни за золото. Когда брат продает, то пели: Братец-татарин Продал сестру за талер, Русу косу за полтину. Или из червонорусской свадьбы: Ой, татар-братчык, татар, Продав сестру за талар, Русу косу за шостак, Быле личько такий так. При продаже молодой садился, а невеста говорила ему: Садись, добрый молодец, Не с гордостью, не со спесью; Садись с Божьей милостью.
В некоторых местностях России до сих пор сохранился обычай, указывающий покупку. Подле невесты садится брат или какой-нибудь другой родственник. Дружка спрашивает: «Зачем сидишь здесь?» — «Я берегу спою сестру». — «Она уже не твоя, а наша», — возражает каждая подружка. «А если она теперь ваша, то заплатите мне за ее прокормление. Я одевал ее, кормил, поил».
Еще на Руси существовало обыкновение — брать с жониха подать за девственную непорочность.
Рукобитье на назначенное время, за неделю или за три-четыре для до брака, бывало рукобитье.
Сват или сватья с отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников, ехали или шли к отцу и матери невесты в дом для пирования на рукобитье. Это первое веселие — пирование у невесты. По совершении ряда или договора стороны жениха и невесты били по рукам, то есть подавали друг другу руки; таким образом возникло обручение (поручение, рукобитие).
Входя в дом, молились Богу, здоровались с хозяевами: «Пришли мы, гости, хоша и виданные, да незваные, а обычные дела совершати, просим вас принимати — не брезговати».
Садились за стол, покрытый скатертью. На столе стоял пирог-сгибень и соль. Отец невесты зажигал свечу перед образами, все вставали, двери запирали на крючок — соблюдали примету, чтобы посторонний не пришел и не сглазил худым глазом дела важного. Молились.
Потом сват или сватья, взяв со стола пирог, обводила им вокруг рук сватовей три раза, приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Пирог разламывался над руками, а потом одну половину отдавали отцу жениха, а другую — отцу невесты. Существовала примета: у кого половина больше, у того больше силы и счастья, здоровья, долголетия и богатства.
Переломленный пирог должен был храниться у жениха и невесты до дня брака, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего. Но есть пирог полагалось таким образом: жениху — невестину половину, а невесте — женихову. При этом находилась сватья, которая говорила такие слова: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же видно тесто в пироге, так же и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь». После преломления пирога сватовья садились за стол и начиналось угощение. Во время переломления пирога невесту проводили под платком, сажали у печи или у перегородки на лавку, а подруги находились около нее. Невеста опять рыдала да охала.
Благослови-ка меня, Господи, Пресвятая Мать Богородица, Повыть-то мне поплакати, Зычну голосу повынести, Слез горючие повыронитъ, Лицо белое повымочить, Ретиво сердце повытерзать, Платье цветное повырудатъ! (Затаскать — обносить) Голоса-то у меня, младой младехоньки, Голоса-то заунывные, Ретиву сердцу докучные, И причеты все нескладные.
После рукобитья до девишника в разных местностях время проходило разнообразно: в одном месте жених посещал невесту каждодневно, а в некоторых местах — редко. Небольшое лирическое отступление: японский маникюр Москва.
В одних местах невеста при встрече жениха, а также и во время его пребывания не показывала лица, сидела под платком и причитала. В некоторых местах невеста встречала жениха, угощала его чаем, сидела за столом, а жених приносил подарки и закуски, гостинцы — орехи, пряники и конфеты. Девушки после чая пели песни. Все такие посещения женихом невесты назывались «побывашки», «поцелуи» и «проведки». Так продолжалось до девишника, и торжество этого дня превосходило все посещения, потому что это последний день девичьего житья.
Содержание: Стр.1 Старинные русские свадебные традиции Стр.2 Старинная русская свадьба Стр.3 Гадания Стр.4 Сговорки Стр.5 Приданое Стр.6 Кокошник, кика, коса и повойник Стр.7 Особые названия при свадьбах Стр.8 Юбилейные свадьбы: серебряные и золотые Стр.9 День свадьбы Стр.10 Свадебный стол
|