25 июля 2008, Пятница, 0:34
Старинные свадебные суеверия
Сговоренку-невесту закрывали платком для того, чтобы не сглазили, а потому она до венца и не должна показывать лица. Тем более должна она была скрывать свой «облик» — лицо, что во время свадьбы бывало много народу как из своего селения, так и из других, а известно, что у иных людей бывает дурной глаз — сглазят, а тем более что народ верил в знахарей, которые могут только одним взглядом в лицо напустить на человека разные болезни, как то: сухотку-чахотку, нытье сердца, порчу, плаксивость и прочие.
Когда невесту и жениха собирали-снаряжали к венцу — венчаться в церковь, то на сыпали им в обувь хлебные зерна и деньги: первые для того, чтобы не нуждались в хлебе, а вторые, чтобы они водились — первые имели хороший урожай на полях, а вторые легко добывались. Чаще жениха и невесту осыпали зерном и хмелем, когда они возвращались после венчания.
Невесте и жениху, едущим в церковь венчаться, втыкали в платье, в рубашку, в ворот и подол безухие иглы, безголовые булавки, на тело навертывали обрывки мережек.
Все это делалось для того, чтобы новобрачных во время свадьбы не испортили. Считалось, что никакому знахарю невозможно было испортить человека, у которого есть безухие и безголовые иглы и булавки, а тем более если у него на теле находится пелерина, на которой бесчисленное множество узелков.
Новобрачных за столом перед венцом и до венца сажали на шубу, вывороченную вверх шерстью, чтобы их не испортили, да чтобы жили богато и водился у них в изобилии скот.
Во время столованья как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны были свои ноги переплести или поставить нога на ногу — для того, чтобы между ними не пробежала черная кошка. Для этой же цели они должны были сидеть поплотнее между собой. Если же пробежит между ними кошка, то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакой.
Когда жениха и невесту приводили на церковную паперть, то они должны были взяться за скобу и сказать: «Пусть все наши скорби и болезни не пойдут с нами под венец, а останутся на тебе, железной скобе». Народ верил, что железо принимает — притягива-г к себе всякую болезнь, как от человека, так и с «вет-а», а в особенности ржавое железо, которое многие носили на кресте, особенно во время повальных болезней. У дверей многих домов, у порогов вбивали в половицы скобы и подковы, для того, чтобы болезни не входили в дом, а оставались на скобе или подкове у дверей порога.
Когда на брачующихся надевали венцы и священник говорил: «Венчается раб Божий такой-то», то последний должен был креститься и говорить тихонько: «Я, раб Божий (имя рек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». Народ верил, что если у брачующихся есть какие-то болезни, да с ними венчают, тогда их никогда не вылечить.
Во время венчания, когда под ноги подстилается ширинка — полотно или платок, — то, тот кто на нее вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет большим — большаком в жизни.
Во время венчания замечали, что у кого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорала, тому прежде и умирать.
Во время венчания ни жениху, ни невесте не следовало смотреть друг на друга, а если же смотрели, а в особенности — в глаза, считалось, что не возлюбят друг друга или кто-то изменит в супружеской жизни.
Если врачующиеся оба или один из них невинными венчались (не познавшими блуда), тогда (говорят) венцы у обоих или у одного из них сияют от света-огня.
Когда от венца молодую вводили в дом к свекру, то он и свекровь встречали новобрачных у калитки, первый из них давал молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя клала потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидала хмель. Пирог новобрачные должны были съесть пополам перед свадебным столом, на «особинке», вино или пиво тоже выпить пополам. Это делалось для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпался под ноги, чтобы жили век весело и в согласии.
Тот платок, под которым новобрачная будучи еще сговоренной плакала, оставался навсегда в доме родителей; его не брали в приданое в новый дом, чтобы жить замужем — не плакаться.
// svadba.ua