29 сентября 2008, Понедельник, 20:09
Свадебные обычаи Татарии
У татар свадьбе всегда предшествовал сговор, в котором сторону жениха представляли сват и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма и приданом невесты, обсуждалось время проведения свадьбы и количество приглашенных гостей. После этого невесту уже называли «сосватанной девушкой». Молодые люди, родители которых решили поженить своих детей, зачастую могли встретиться только на собственной свадьбе.
Приготовления к свадьбе длились 3-5 недель. В это время жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, а невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала еще с 12-14 лет. Обычно подарочной одежды для жениха. Это были вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники с обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.
Сама церемония бракосочетания и первый свадебный пир проходили в доме невесты. Гости и близкие родственники жениха и невесты собирались к полдню. Жених в это время находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг проводила день в так называемом доме новобрачных, который устраивался либо в летнем домике семьи девушки, либо в доме ближайших родственников.
В свадебном собрании мулла совершал ритуал бракосочетания, открывавшийся соответствующей случаю молитвой. После этого брак считался заключенным.
В это время невеста провожала подруг и сестер, после чего совершался обряд освещения постели новобрачных. Гости со стороны невесты приходили в брачный домик, причем каждый из них должен был потрогать перину руками или присесть на край постели, а некоторые даже позволяли себе лечь. Гости бросали несколько монет в специальное блюдце. После ухода гостей невеста оставалась в доме с одной из пожилых женщин, которая учила ее как принимать жениха.
Вечером жених, нарядно одетый, в сопровождении дружек отправлялся к месту бракосочетания. Жениха и его сопровождение встречали ритуальными розыгрышами. Сторона невеста проверяла жениха на скромность, остроту мышления и другие качества. После обрядового угощения жениха гости провожали его к невесте, но, перед тем как попасть в дом, жених должен был заплатить выкуп.
На следующее утро новобрачных приглашали в баню, затем туда шли родители жениха. После полудня совершался обряд ласкания по спине. В избу, где находились только женщины, приглашали невесту и усаживали ее на колени лицом в угол. Девушка пела грустные песни о покорности судьбе. Мать жениха, ее сестры, старшая сестра жениха поочередно подходили к невесте, поглаживали ее по спине, говорили ласковые слова и наставляли, как вести себя с мужем. После этого они дарили невесте подарки или деньги.
Вечером гости разъезжались по домам, перед этим члены породнившихся семей обменивались подарками. Родственницы невесты дарили гостям платки и другие мелкие предметы, в ответ приглашенные отдаривались деньгами.
[ad#ad-2]
Но это только первый этап свадьбы. Жених жил с невестой неделю, после чего возвращался в дом своих родителей, а молодая жена жить со своими родными, а муж приходил к ней каждую ночь. Так могло продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. За это время муж должен был выплатить полный размер калыма, если он не смог сделать этого до свадьбы, или построить дом для своей семьи. Часто бывало так, что к моменту переезда в новый дом у пары было уже несколько детей.
Когда молодая жена переезжала в новый дом, устраивали второй свадебный пир. В назначенный день жених отправлял за невестой повозку с лошадьми, украшенную лентами и колокольчиками. В эту повозку складывали приданое, сюда же усаживались молодая жена, дети (если уже были), младшие братья или дети родственников. В другие наряженные повозки садились родители молодой, затем сваты и сватьи, и кортеж отправлялся к новому дому молодых.
Тут супругов и их гостей встречали родственники и родители мужа. Его старшая сестра и мать держали в руках свежеиспеченный каравай и чашку меда. Один из мужчин подводил к повозке теленка, символизировавшего благосостояние. На землю клали подушку. Невеста спускалась с повозки, опираясь на теленка, и вставала на подушку. Затем она отламывала кусочек каравая и, обмокнув его в мед, съедала. Иногда девушку кормила медом из ложечки мать мужа. Эта традиция выражала хорошее отношение к невестке и пожелания благополучной жизни молодой семье. Затем молодая жена совершала ритуал освещения жилища, окропив углы и фундамент своего нового дома, — считалось, что после этого она будет хорошо ладить с новыми родственниками.
И наконец, начинался свадебный пир, на котором молодой муж прислуживал приглашенным мужчинам, а молодая жена – женщинам.
1 Comment
октября 2, 2008 at 8:17
Ещё о том же: Выдержка из книги Д.Г. Касимовой «Семейная обрядность чепецких татар. (середина XIX — XX в.)» на сайте nevesta-kazan.narod.ru